В России внесены изменения в законодательство, фактически приведшие к тому, что государство прощает бизнесу некоторые налоговые нарушения. Налоговая амнистия год назад также анонсировалась в Беларуси, однако пока до практической ее реализации дело не дошло.
ПРОСТИТЬ НЕЛЬЗЯ НАКАЗАТЬ
В истории суверенной Беларуси вопрос о целесообразности налоговой амнистии поднимался несколько раз, и основания для этого были очевидными. Ведь и результаты контрольных мероприятий государственных органов, и экспертные оценки указывали на то, что существуют скрытые денежные потоки, которые не приносят поступлений в бюджет.
Так, эксперты МВФ еще в 2015 г. оценивали уровень теневой экономики (shadoweconomy) в Беларуси более чем в 30% по отношению к ВВП.
В официальной статистике используется термин «ненаблюдаемая экономика». Он обозначает экономическую деятельность, «которая не охватывается (не полностью охватывается) государственными статистическими наблюдениями», и представляет собой «совокупность скрытой, неформальной и незаконной экономической деятельности».
В годовых данных, которые Белстат опубликовал весной 2024 г., говорится, что по оценке статистического ведомства, доля ненаблюдаемой экономики в 2022 г. составила 11,1% ВВП против 10,8% в 2020 г. и 10,6% в 2021 г.
В сфере производства удельный вес ненаблюдаемой экономики составил в позапрошлом году порядка 3,7% ВВП, в сфере услуг – 7,4% ВВП.
Наиболее высокий удельный вес ненаблюдаемой экономики Белстат зафиксировал в сфере сельского, лесного и рыбного хозяйства (2,6% ВВП), а также на рынке операций с недвижимым имуществом (4,2%).
Если пересчитать оценку статведомства в денежном выражении, то получим, что уровень ненаблюдаемой экономики в 2022 г. превысил 21 млрд руб. Цифра весьма значительная и указывает на то, что далеко не все субъекты хозяйствования занимаются коммерческой деятельностью легально.
С другой стороны, результаты контрольных мероприятий проверяющих органов говорят о том, что в стране регулярно выявляются нарушители налогового законодательства, в связи с чем организациям и предпринимателям доначисляются налоги за длительный период.
С целью обеления бизнеса и включения соответствующих денежных потоков в легальный оборот в прошлом году в Беларуси рассматривалась концепция проведения налоговой амнистии.
Тогда генеральный прокурор Андрей Швед отмечал, что амнистия предусматривает освобождение от ответственности лиц при добровольном декларировании скрытых доходов и активов.
Тема налоговой амнистии прорабатывалась на межведомственном уровне. По информации «ЭГ», в конце 2023 г. бизнесу стало известно, что обсуждение данной меры в очередной раз было поставлено на паузу из-за отсутствия консенсуса на межведомственном уровне.
Такой поворот событий можно считать ожидаемым, учитывая, что в стране существуют разные точки зрения относительно характера ответственности за налоговые нарушения.
Например, по информации юристов, в настоящее время в случае получения уведомлений налоговых органов в рамках камерального контроля, подачи уточненных деклараций и своевременного погашения налоговой недоимки субъект хозяйствования не привлекается ни к административной, ни к уголовной ответственности.
Однако в мае 2024 г., когда проходило совещание по вопросам контрольной деятельности с участием главы государства, стало известно о возможном усилении контроля за налоговыми нарушениями со стороны правоохранительных органов.
В частности, было предложено расширить перечень оснований для направления материалов проверки правоохранительным органам (например, в случае выявления фактов о неуплате налогов на сумму более 2000 базовых величин). Очевидно, что в этом случае могут вырасти риски привлечения к административной и уголовной ответственности в отношении даже тех, кто добровольно погасил недоимку.
ПРОЩЕНИЕ ЗА ДРОБЛЕНИЕ
В то время как в Беларуси сейчас о налоговой амнистии ничего не слышно из официальных источников, в соседней России на законодательном уровне уже принято решение о проведении налоговой амнистии, которое вступило в законную силу.
Движение в этом направлении в РФ началось с того, что президент России в феврале 2024 г., обращаясь с посланием к парламенту, поручил правительству «проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации».
«Такие компании должны отказаться, разумеется, от искусственного, по сути притворного, дробления бизнеса – перейти к нормальной, цивилизованной работе «в белую». При этом подчеркну: никаких штрафов – подчеркиваю это особо, – никаких штрафов, санкций, пересчета налогов за предыдущие периоды не будет. В этом смысл амнистии», – заявил Владимир Путин.
При этом он поручил правительству уже с 2025 г. предусмотреть механизм не резкого, «а именно плавного увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с «упрощенки» на общий порядок налогообложения».
К настоящему времени поручения президента РФ реализованы. В июле 2024 г. в России приняты изменения в законодательство (Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ), которые предполагают налоговую амнистию.
Она уже вступила в силу и распространяется, в частности, на тех субъектов хозяйствования, которые допустили в последние годы дробление бизнеса. В РФ, как и в РБ, под этим термином понимается разделение бизнеса на несколько формально независимых лиц с целью сохранения права на применение упрощенной системы налогообложения.
Согласно нормам амнистии обязательства российских налогоплательщиков по уплате доначисленных налогов (а также пени, штрафов), связанных с фактом дробления бизнеса в 2022–2024 гг., в полной мере прекращаются, если налогоплательщик добровольно откажется от этой модели ведения бизнеса.
В РФ, согласно информации Федеральной налоговой службы, за 2018–2023 гг. было заведено более тысячи дел (с учетом тех, которые не дошли до суда) по фактам дробления бизнеса. После этого, как видим, Кремль принял принципиальное решение объявить о налоговой амнистии за такие нарушения.
В Беларуси изменения в Налоговый кодекс, которые вступят в силу с 2025 г., находятся в стадии разработки. Пока ничего не известно о том, станет ли наша страна в какой-то мере включать в законодательство новации из российского права.
Сегодняшней судебной практикой пощада в отношении тех, кто допустил дробление бизнеса, в Беларуси не предусмотрена. Часто новости о том, что выявлены названные нарушения, сопровождаются информацией о возбуждении уголовного дела.
Свежий июльский кейс – возбуждение уголовного дела в отношении учредителя частной строительной компании, который обвиняется в дроблении бизнеса и, как следствие, в умышленном уклонении от уплаты налогов.
Таким образом, после объявленной в РФ амнистии российская и белорусская практика в части привлечения к ответственности лиц, допустивших дробление бизнеса, в настоящее время кардинальным образом отличается.
https://neg.by/novosti/otkrytj/rossiya-poshla-na-nalogovuyu-amnistiyu-belarus-poka-net/